Кривая Гартнера плюс роботизация всей страны (2)

Что будет с менеджментом через 25 лет?

Часть 2

Немножко макроэкономики


Начну с фактора востребованности технологий, которые изменят мир через 25 лет. 
Два года назад, в 2013 году, окончательно наступило осознание, что в мире заканчивается главный ресурс, обеспечивавший устойчивое развитие производства (и в целом, экономики развитых стран) за последние 150 лет. Этот ресурс – не нефть или газ (их на наш век хватит), этот ресурс – дешевая рабочая сила.

Источник этого ресурса во всех странах был один. Это деревня. В начале ХХ века (несмотря на бурную индустриализацию второй половины XIX века) бóльшая часть населения Европы и США все еще занималось сельскохозяйственным трудом. В России, по данным переписи 1897 г., крестьянство составляло 87% населения, а это была пятая страна в мире по промышленному производству. Именно возможность платить «три копейки» (пфеннига, сантима или цента) перебравшимся в город крестьянам служила основой конкурентоспособного промышленного производства «по Фредерику Тейлору». Этот процесс назвали «урбанизация» - переселение из деревни в город.
После Второй мировой войны этот ресурс в США и Западной Европе закончился. В СССР исчерпание ресурса «лимитчиков» наступило чуть позже, в 70е годы. Но если внутригосударственный источник ресурса исчерпался, то ресурс можно импортировать. Югославы и турки в ФРГ, мексиканцы в США, вьетнамцы в СССР и жители постсоветских республик Средней Азии в современной России. Снова труд за три копейки, но все это быстро и плохо кончилось. Социальные проблемы трудовой миграции оказались такими, что сегодня в мире никто уже не знает, как их можно разрешить (в всяком случае, называемая словом «мультикультурализм» попытка игнорировать эти проблемы с треском провалилась).
В 80-90е годы XX века развитие логистики дало новый шанс использования дешевой рабочей силы. Урбанизация началась в Китае, Юго-Восточной Азии и странах Латинской Америки. Но теперь уже производство переносилось ближе к источнику ресурса. Этот процесс политкорректно назвали «глобализация», но суть его по-прежнему та же. Желание получить низкие издержки на оплату труда.
И вот уже XXI век. Выясняется, что суммарные издержки в случае «оффшорного» производства начали быстро расти. В Китае уже почти половина населения проживает в городах, и минимальная оплата труда в промышленно развитых районах превышает 200 евро в месяц. Плюс стратегически компании из развитых стран стали оказываться в слабой позиции, теряя возможность контролировать всю цепочку добавленной ценности и обеспечивать стабильное качество и сроки.
Вот почему ключевое слово операционного менеджмента 2010-х годов - «reshoring». Возврат производства в страну происхождения компании. Об этом говорят и Обама, и Дэвид Камерон, и журнал «Эксперт». Но хотелось бы при этом сохранить низкие издержки, иначе конкурентоспособность продукции будет под угрозой (это мягко говоря). Из патриотических соображений никто не вернет производство в развитые страны, если не будут обеспечены более низкие, чем сейчас, производственно-логистические издержки. И потребность в инвестициях должна быть разумной.

Часть 3. Возможности технологий

Комментарии